О реализуемых основных и дополнительных образовательных программах
Об учебном плане
Пояснительная записка к учебному плану
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 8 «Сказка» г. Аргун»
на 2024- 2025 учебный год
Учебный план ДОУ определяет максимальный объем учебной нагрузки воспитанников, распределяет учебное время, отводимое на освоение обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений по возрастным группам и образовательным областям.
Учебный план ДОУ реализует следующие программы:
- Образовательная программа дошкольного образования, соответствующая Федеральной образовательной программе дошкольного образования;
Парциальные программы (в том числе и региональные):
Программа курса «Мой край родной» З.В. Масаевой;
Учебно-методическое пособие «САН КЪОМАН ХАЗНА» Абдрахмановой Ж.М., Джунаидова С.С.;
Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б.;
Парциальная программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»;
Парциальная программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой.
Данный выбор программ обеспечивает целостность образовательной работы, и содействует эффективному решению проблемы преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую. Содержание программ способствует целостному развитию личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям: социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развития, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Реализуемые в ДОУ основная образовательная программа структурируют объем содержания по всем видам дошкольной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников.
Учебный план ДОУ в части уровня и направленности реализуемой основной образовательной программы ДОУ, соответствует виду, типу ДОУ, Уставу ДОУ и лицензии. Обязательная часть учебного плана реализует обязательную часть образовательной программы дошкольного образования, соответствующей Федеральной образовательной программе дошкольного образования, в полном объеме и обеспечивает приобретение интегративных качеств выпускниками в результате освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена в парциальных программах.
Основными задачами учебного плана являются:
- регулирование объема образовательной нагрузки;
- реализация ФОП ДО, ФГОС ДО, ОП ДО к содержанию и организации образовательного процесса;
- реализация части, формируемой участниками образовательных отношений, учитывая специфику национальных и социокультурных особенностей ДОУ;
- обеспечение единства обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
В структуре учебного плана ДОУ выделены две части – обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Обязательная часть образовательной программы ДОУ представлена (не менее 60%), а часть, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает условия ДОУ, интересы и особенности воспитанников, запросы родителей (не более 40%).
Обе части учебного плана реализуются во взаимодействии друг с другом, органично дополняя друг друга, и направлены на всестороннее физическое, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Обязательная часть учебного плана включает следующие направления развития: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена реализацией парциальных программ (в том числе и региональных).
Объем занятий в неделю представлен в обязательной части и в части, формируемой участниками образовательных отношений учебного плана для каждой возрастной группы.
Для воспитанников ДОУ организованна 5-дневная образовательная неделя.
Максимальный объем учебной нагрузки не превышает требований санитарных правил и норм и определяется в соответствии с психофизическими особенностями на каждом возрастном этапе.
Количество компонентов организационно - образовательной деятельности и их продолжительность, время проведения соответствуют требованиям санитарным правилам и нормам. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей. Для профилактики утомления занятий познавательной направленности чередуются с занятия художественно-эстетического направления.
В соответствии с действующими санитарными правилами и нормами для детей в возрасте от 2 до 3 лет продолжительность занятий составляет не более 10 минут. Может быть организована в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки. Продолжительность занятий для детей от 3 до 4-х лет – не более 15 минут, для детей от 4-х до 5 лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет – не более 25 минут, для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей– 45 минут и 90 минут соответственно. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. Перерывы между организованными формами образовательной деятельности не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организовывается в первую половину дня.
Учебный план
Обязательная часть |
Возраст |
||||||||||
2-3 |
3-4 |
4-5 |
5-6 |
6-7 |
|||||||
Образовательная область |
Содержание образовательной области |
Длительность ООД (мин) |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
||||
Количество ООД в неделю |
10 |
10 |
10 |
13 |
14 |
||||||
Количество ООД в месяц/год |
М/Г |
М/Г |
М/Г |
М\Г |
М\Г |
||||||
Физическое развитие |
Физическая культура |
- |
12/108 |
12/108 |
12/108 |
12/108 |
12/108 |
||||
Познавательное развитие |
РЭМП |
- |
2/18 |
2/18 |
2/18 |
4/36 |
8/72 |
||||
Окружающий мир |
- |
2/18 |
2/18 |
2/18 |
4/36 |
4/36 |
|||||
Ознакомление с миром природы |
- |
2/18 |
2/18 |
2/18 |
4/36 |
4/36 |
|||||
Конструктивная деятельность |
- |
2/18 |
2/18 |
2/18 |
4/36 |
4/36 |
|||||
Речевое развитие |
Развитие речи |
- |
4/36 |
4/36 |
4/36 |
8/72 |
8/72 |
||||
Художественно-эстетическое развитие |
Рисование |
- |
4/36 |
4/36 |
4/36 |
4/36 |
8/72 |
||||
Лепка |
- |
4/36 |
2/18 |
2/18 |
2/18 |
2/18 |
|||||
Аппликация |
- |
- |
2/18 |
2/18 |
2/18 |
2/18 |
|||||
Музыка |
- |
8/72 |
8/72 |
8/72 |
8/72 |
8/72 |
|||||
Социально-коммуникативное Развитие |
- |
- |
|
В интеграции и в течение дня во время режимных моментов |
|||||||
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
||||||||||
Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки». Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии «Инфо Ол», Санкт-Петербург |
|
8/72 |
8/72 |
8/72 |
8/72 |
||||||
Программа курса «Мой край родной» /развивающая программа для дошкольников от 3 до 7 лет. – Махачкала: Изд-во АЛЕФ, 2014. – 72с. |
|
4/36 |
2/18 |
2/18 |
2/18 |
||||||
Учебно-методическое пособие «Сан къоман хазна» АО «ИПК Грозненский рабочий»-2022 Абдрахманова Ж.М. Джунаидов С.С. |
|
|
2/18 |
2/18 |
2/18 |
||||||
Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б. |
В интеграции и в течение дня во время режимных моментов |
||||||||||
Парциальная программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» |
В интеграции и в течение дня во время режимных моментов в старших и подготовительных группах |
О календарно-учебном графике
Пояснительная записка
к календарному учебному графику
МБДОУ «Детский сад № 8 «Сказка» г. Аргун»
на 2024- 2025 учебный год
Календарный учебный график является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в течение учебного года в МБДОУ «Детский сад № 8 «Сказка» г. Аргун».
Календарный учебный график разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
-Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 9 статьи 2);
-Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования»
-СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
-Уставом ДОУ.
Календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья. Содержание календарного учебного графика включает в себя следующие сведения:
- количество возрастных групп ДОУ;
- начала учебного года;
- окончания учебного года;
- сроки проведения мониторинга;
- режим работы ДОУ;
-формы организации образовательного процесса в течение недели с учетом максимальной допустимой нагрузки в организованных формах обучения.
Режим работы ДОУ: 12-часовой (с 7.00 – 19.00), рабочая неделя состоит из 5 дней, суббота и воскресенье – выходные дни.
Продолжительность учебного года составляет 36 недель (1 и 2 полугодия) без учета каникулярного времени.
1. Режим работы учреждения и регламент образовательного процесса |
|||
Продолжительность учебной недели |
5 дней (с понедельника по пятницу) |
||
Время работы возрастных групп |
с 7.00 до 19.00 часов |
||
Продолжительность учебного года |
с 02.09.2024 по 30.05.2025 |
||
Продолжительность летнего оздоровительного периода |
с 02.06.2025 по 29.08.2025 |
||
Нерабочие дни |
Суббота, воскресенье и праздничные дни в соответствии и с законодательством и другими нормативными актами Российской Федерации и Чеченской Республики |
||
2. Мероприятия, проводимые в рамках образовательного процесса |
|||
2.1 Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования: |
|||
Наименование |
Сроки |
Количество дней |
|
Педагогическая диагностика, первичный мониторинг |
Первая половина октября |
2 недели |
|
Итоговый мониторинг |
Вторая половина мая |
2 недели |
|
Максимальное количество и продолжительность ООД в течение дня/ в неделю
(план образовательной деятельности)
Максимальное количество и продолжитель-ность ООД в течение дня/ в неделю |
Возрастная группа |
Количество ООД |
Длитель-ность в минутах |
Недельная нагрузка |
|
количество |
время |
||||
Группа раннего возраста |
10 |
10 |
10 |
1 час 40 минут |
|
Младшая группа |
10 |
15 |
10 |
2 часа 30 минут |
|
Средняя группа |
10 |
20 |
10 |
3 часа 20 минут |
|
Старшая группа |
13 |
25 |
13 |
5 часов 25 минут |
|
Подготови-тельная группа |
14 |
30 |
14 |
7 часов |
|
Перерыв между ООД |
10 минут |
План образовательной деятельности составлен с учетом соотношения основных направлений развития ребенка: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое.
Общие требования к проведению организованной образовательной деятельности:
1. Соблюдение гигиенических требований (помещение должно быть проветрено, свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям).
2. Длительность организованной образовательной деятельности должна соответствовать установленным нормам, а время использовано полноценно. Большое значение имеет начало ООД, организация детского внимания.
3. Подготовка к организованной образовательной деятельности (воспитатель должен хорошо знать программу, владеть методикой обучения, знать возрастные и индивидуальные особенности и возможности детей своей группы).
4. Использование игровых методов и приемов обучения в работе с детьми.
5. Использование разнообразных форм организации детей (индивидуальный, подгрупповой, групповой).
6. Обязательное проведение физкультминутки в середине организованной образовательной деятельности.
Организованная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, восприятия художественной литературы и фольклора и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Содержание образовательного процесса включает совокупность 5 образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, реализуются в рамках основных направлений развития ребенка - физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и предполагает интеграцию образовательных областей и обеспечивают организацию различных видов детской деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Государственные и региональные праздничные выходные дни:
Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы;
23 февраля - День защитника Отечества;
8 марта - Международный женский день;
1 мая - Праздник Весны и Труда;
9 мая - День Победы;
12 июня - День России;
4 ноября - День народного единства.
Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 21.12.2011 № 20-ПВ11 органы государственной власти субъектов РФ вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями.
В Чеченской Республике установлены следующие нерабочие (праздничные) дни:
23 марта - День Конституции Чеченской Республики (Указ Главы Администрации Чеченской Республики от 24.03.2003 № 34);
16 апреля - День мира в Чеченской Республике (Указ Президента Чеченской Республики от 04.05.2009 № 155);
Ураза-Байрам (дата устанавливается ежегодно);
Курбан-Байрам (дата устанавливается ежегодно);
и т.д. по мере порядка издания Указов, Постановлений и т.д.